Реабилитация детей инвалидов в 2020: что это, центр реабилитации

  1. близорукость и дальнозоркость таблица
  2. трижды негативный рмж надежда лечение восстановление
  3. травматология глазная москва бесплатная

Основные задачи

Действующим законодательством определены главные цели, которые преследует реализация мероприятий по восстановлению здоровья недееспособных детей.

Таковыми являются:

  • Определение и раскрытие потенциала ребёнка;
  • Постоянный контроль за развитием несовершеннолетних детей;
  • Выявление степени надобности в проведении каких-либо оздоровительных мероприятиях;
  • Разработка индивидуальной программы реабилитации и исполнение врачебных назначений.

Также, нормативно-правовыми документами определены основные принципы восстановления для недееспособных детей:

  • Полномерная защита прав инвалидов гарантируется государством;
  • Приоритетное положение интересов недееспособных детей;
  • Доступность реабилитационных программ, для всех желающих;
  • Вмешательство врачей является наиболее актуальным на ранних этапах заболевания, что позволяет не допустить развития серьезных последствий;
  • Разрабатывается большое количество формы восстановления состояния здоровья;
  • Все действия учреждений, что оказывают медико-социальную помощь для детей-инвалидов, контролируется государственными властями.
Статистика-численности-детей-инвалидов-1
Статистика численности детей инвалидов

Основные понятия

Действующими законодательными документами определяется несколько разновидностей мероприятий для восстановления здоровья недееспособных детей.

Таковыми являются:

  • Адаптация ребёнка в социуме, в домашних условиях, где несовершеннолетний пребывал до присвоения группы инвалидности;
  • Реализация реадаптации при создании новых условий;
  • Проведение оздоровительных мер в пределах реабилитационного центра.

Реализация мероприятий по реабилитации для детей инвалидов возможна только после того, как медико-социальная комиссия присвоит группу инвалидности и разработает персонифицированный план по восстановлению, основываясь на индивидуальных особенностях несовершеннолетнего ребёнка.

Прежде чем изучать нормативно-правовые документы, рекомендуется ознакомиться с основной терминологией, которая приведена в таблице ниже.

ТерминОсобенности
НедееспособныйФизическое лицо, которое имеет отклонения по состоянию здоровья, полученное после заболевания, либо полученной травмы.
Ограничение жизнедеятельностиНаличие отклонений в нормальном развитии ребёнка, которое возникло при нарушениях здоровья, что привело к неспособности самостоятельно обслуживать себя, передвигаться, общаться или ориентироваться в пространстве.
Аномальный ребёнокДети, имеющие серьезные отклонения в физическом и психоэмоциональном развитии.
ГиперактивностьОбщее расстройство двигательной системы и неусидчивость, сопутствующее нарушению концентрации внимания.
АбилитацияМероприятия по реабилитации, при которых развиваются отдельные системы организма, что неполноценно развиты по причине перенесенного заболевания, либо травматической ситуации.

Последние поправки к федеральным нормативно-правовым документам обусловили то, что родители, которые воспитывают детей с инвалидностью, могут использовать маткапитал на реабилитационные меры для недееспособного ребёнка.

Как пример, родителями могут быть приобретены товары для более комфортной адаптации несовершеннолетнего ребенка в обществе.

Сама программа, в обязательном порядке, содержит информацию о том, какой именно вид лечения выбран как работа с детьми инвалидами:

  • Общее восстановительное лечение;
  • Хирургическое вмешательство;
  • Протезирование;
  • Применение технических средств для восстановления здоровья;
  • Санаторно-курортное лечение.

Согласно индивидуальным реабилитационным программам, инвалид получает помощь в выборе учреждения, где он будет обучаться, получает технические средства для восстановления, а также психологическо-педагогическую поддержку.

тренажер
Родителями могут быть приобретены товары для более комфортной адаптации несовершеннолетнего ребенка в обществе.

В домашних условиях

Большинство родителей отдает предпочтение проведению восстановительных мероприятий дома. Прежде чем их проводить, родители должны проконсультироваться с лечащим врачом, психотерапевтом, педагогом и неврологом.

Каждый из специалистов полностью обследует ребёнка с инвалидностью, оценивает его физические и интеллектуальные способности и ограниченность, а также степень развития моторики. Только после прохождения всех специалистов, медико-социальная комиссия разрабатывает комплекс реабилитационных мероприятий.

Большинство из заданий, которые выполняются на первоначальном этапе, применяются в процессе повседневных действий по учету за ребенком.

Основными заданиями являются:

  • Физическое развитие ребёнкаРазвитие бытового обслуживания себя;
  • Физическое развитие ребёнка;
  • Способность к самообслуживанию;
  • Развитие самостоятельности.

Для получения наибольшей пользы от домашней реабилитации, родителям следует придерживаться определённых принципов, что перечислены ниже:

  • Предоставляйте для ребенка небольшие задания, которые он сможет осилить;
  • Чередуйте различные виды деятельности, что помогут избежать монотонности;
  • Смешивайте разные работы, требующие от ребёнка некоторых усилий для освоения, с уже пройденными и изученными заданиями;
  • В обязательном порядке, применять упражнения, что поспособствуют развитию уже имеющихся навыков;
  • Всячески поощрять ребёнка за его достижения, привлекая к этому всех членов семьи;
  • Регулярно составлять план мероприятий совместно с педагогом, на несколько недель вперёд.

Родители обязаны осознавать, что при реабилитационных мероприятиях для детей с инвалидностью в домашних условиях, у них возникнут затруднения. Если ребёнок не может выполнить поставленное задание, то члены семьи должны помочь ему и поощрить его после завершения задания.

Закон о реабилитации детей инвалидов

Меры социальной поддержки недееспособных граждан контролируются федеральными нормативно-правовыми документами. Это означает, что в России соцзащита распространяется на абсолютно всех граждан, которым медико-социальная комиссия присвоила группу недееспособности.

Основными законодательными документами, что регламентирую вопрос реабилитации детей с инвалидностью, являются:

Право получать государственную помощь имеют дети инвалиды, постоянно проживающие в пределах России.

Согласно вышеперечисленным нормативно-правовым документам, реабилитационные меры для недееспособных детей должны им предоставляться для наиболее комфортной социальной адаптации, возможности заниматься спортом, получать образование и готовиться к дальнейшему трудоустройству.

ребенок
Право получать государственную помощь имеют дети инвалиды, постоянно проживающие в пределах России.

Особенности работы с детьми с овз в условиях реабилитационного центра

Все дети уникальны в своей непосредственности, своем характере, поведении, видении мира. Они требуют к себе не только внимания, но и понимания, индивидуального подхода.

Дети с ограниченными возможностями еще острее нуждаются в поддержке взрослого, его внимании и любви. Но и родителям требуется помощь специалистов. В развитии и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья родителям помогают различные центры реабилитации.

В нашей стране функционирует большое количество реабилитационных центров. Их посещает множество детей с различными проблемами здоровья. Группа детей с ОВЗ разнообразна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна:

— дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

— дети с нарушениями интеллектуального развития;

— дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

— дети с комплексными (сложными) нарушениями развития;

— дети с нарушениями слуха;

— дети с нарушениями зрения;

— дети с тяжелыми нарушениями речи.

У каждого ребенка свои потребности и свои особенности. А также, индивидуальные возможности развития. Так, детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуется щадящий режим. Им противопоказаны длительные физические нагрузки, они быстро устают. У них часто возникают трудности в социальной адаптации. Для них характерна двигательная неловкость, отсутствие концентрации внимания.

Дети с нарушениями интеллектуального развития (умственной отсталостью) меньше испытывают потребность в познании. Им требуется значительно больше времени на восприятие материала, усугубляющееся трудностью выделения главного и установления внутренних связей между частями. Для умственно отсталых детей характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Значительно позже такие дети начинают различать цвета, причем особую трудность представляют для них различение оттенков цвета.

Нарушения слуха у детей приводит к снижению уровня сенсорного развития. Замедленно происходит развитие предметности восприятия и становление целостного образа предметов. У неслышащих детей преобладает наглядно-действенное мышление. Память таких детей характеризуется кратковременностью, что обусловлено общим недоразвитием речи и скудным словарным запасом. Некоторые слабослышащие и глухие дети имеют комплексные нарушения, при которых снижение слуха сочетается с нарушениями зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и др.

Детей с нарушением речи отличает неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Наиболее принципиальной и важной задачей, решаемой реабилитационными центрами при работе с детьми-инвалидами, является обеспечение возможности их максимальной и полноценной социальной интеграции. На это и направлен комплекс проводимых реабилитационных мероприятий, среди которых особую роль играет психологическая реабилитация детей-инвалидов, психологическая поддержка семей.

Основой целью психологического сопровождения данной категории детей является преодоление имеющихся у детей трудностей в познавательном, эмоциональном развитии, в установлении контактов со сверстниками, взрослыми и цель эта направлена на укрепление психического здоровья, подготовку детей к интеграции в общество.

Для профессиональной деятельности в работе с детьми-инвалидами, по мнению Н.Н.Малофеева, психологу необходимо знать:

  • Закономерности психического развития человека, возрастные особенности развития человека в разные периоды его жизни.
  • Особенности проявления индивидуальных особенностей темперамента, характера, психики человека, особенности анатомо-физиологического развития.
  • Закономерности развития групп и коллективов, возможные причины конфликтов, составные благоприятного психологического микроклимата в коллективе.
  • Современные методики обследования и тестирования детей и взрослых, быть в курсе современных достижений в детской социальной и других разделок психологии.

Работа по психологическому сопровождению с детьми с ОВЗ в центрах реабилитации организовывается поэтапно.

1 этап. Наблюдение: наблюдение за детьми в условиях ДОУ в организованной взрослым  и свободной деятельности детей; беседы о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами и родителями (оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации);

2 этап. Психологическая диагностика: определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование); подбор методик, определение методов и приемов работы. Диагностика в реабилитационном центре осуществляется в двух формах —  групповая, индивидуальная диагностика. Кроме того, беседа проводится и со взрослыми, которые воспитывают данных детей. По результатам диагностического обследования детей, планируется коррекционно-развивающая (индивидуальная) работа с ними.

3 этап. Создание индивидуальных карт на детей с ОВЗ.

4 этап. Построение и проведение коррекционно-развивающей работы: построение индивидуального маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития, подбор индивидуальных заданий; связь с родителями и педагогами; домашние задания; корректировка задач, методов работы с ребенком. Виды коррекционной работы осуществляются через индивидуальные коррекционные занятия, которые включают:

  • Словесные игры;
  • Пальчиковые игры;
  • Дидактические игры;
  • Игровые ситуации;
  • Сказкотерапия;
  • Игры на развитие психических процессов;
  • Упражнения на развитие психосенсорной сферы и эмоционального общения.

5 этап. Профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями: повышение психологических знаний родителей и педагогов через индивидуальные, групповые консультации, выступления на родительских собраниях, педсоветах. Путем организации круглых столов, с помощью информации в родительских уголках и на общем стенде.

6 этап. Контроль:итоговая диагностика;

Роль психологической реабилитации в условиях центра обусловлена рядом обстоятельств.

  • Во-первых, у детей-инвалидов вследствие различных заболеваний, наблюдается разнообразные нарушения и отклонения в психологическом развитии.
  • Во-вторых, психологическая атмосфера в семьях, где воспитываются дети-инвалиды, часто оказываются неблагополучной, психолого-педагогическая грамотность недостаточной, что провоцирует дисгармонии в психологическом развитии детей, когда они не имеют объективной обусловленности течением заболевания, или усиление имеющихся у них психологических нарушений.
  • В-третьих, результативность психологической реабилитации подразумевает наличие позитивного эффекта в отношении других реабилитационных мероприятий, что особенно отчетливо проявляется в плане повышения успешности восстановительного лечения, получение общего и профессионального образования.

В центре проводится работа по консультированию родителей по оказанию помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей.

Данная работа определяется множеством тем:

  • «Особенности развития детей дошкольного возраста с ОВЗ»
  • «Адаптация детей к детскому саду, школе»;
  • «Детские страхи»;
  • «Манипуляции и разногласия между родителями»;
  • «Подростковый возраст» и т.д.

Основными средствами, которыми пользуется психолог в своей деятельности, являются: консультация, психологический тренинг, психокоррекция, психотерапия и психологическое просвещение.

Задачи службы социально-психологической реабилитации не ограничиваются работой с самими детьми-инвалидами. Все они проживают в семьях. Семья не стоит в стороне от жизненно важных проблем ребенка, а является наиболее важной социально-реабилитационной средой. С ней непосредственным образом связана вся жизнедеятельность инвалида.

В семье проходит формирование самооценки инвалида, определяется его социальная роль и позиция, от чего в значительной мере зависит его судьба. Семья как реабилитационная среда, не только проявляет внутрисемейную заботу, оказывает физическую помощь, психологическую поддержку, помогает адаптации к современному образу жизни, но и организует восстановительное лечение, обучение, помогает приобрести профессию. Межличностные отношения в семье, позиция родителей, родственников к инвалиду, приспособление место проживания, обучение бытовым навыкам — все это факторы, по утверждению Е.Г.Щукиной, позитивно или негативно отражающиеся на реабилитации инвалида.

Таким образом, работа специалистов реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями тесно взаимосвязана с семьей ребенка, поддержкой и просвещением родителей. Только совместными усилиями возможно помочь детям-инвалидам развиваться, обучаться и социализироваться в обществе.

Реабилитация детей-инвалидов в специализированных центрах

Правительством государства были созданы специальные учреждения, в которых несовершеннолетние инвалиды могут пройти весь комплекс мероприятий по каждому из направлений реабилитации.

Огромную роль грает психологическая поддержка со стороны семьи ребенка с инвалидностью. Родителей консультируют по методикам обучения и воспитания таких детей. Недееспособного ребенка максимально привлекают к участию в общественной жизни и формируют социальную среду.

Главными задачами специальных центров является проведение социальных мер по адаптации детей-инвалидов в обществе, восстановление из здоровья и создание круга общения для недееспособных.

Главным преимуществом таких центров является то, что его сотрудники – это профессиональные врачи, тренеры, педагоги и психологи.

При содействии каждого из специалистов, разрабатывается специальная методика реабилитации для каждого ребёнка с инвалидностью.

В зданиях специализированных центров проводятся специальные культурно-массовые, спортивные и просветительские мероприятия.

Для наиболее комфортной социальной адаптации, сотрудниками центра к участию в них привлекаются не только дети-инвалиды, но и их родители, а также дети, не имеющие ограничений по здоровью. Такие меры помогают недееспособным детям не чувствовать себя обделенными, по сравнению с полностью здоровыми людьми.

Динамика-дете-инвалидов-проживающих-в-России
Динамика детей инвалидов проживающих в России

Реализация программ реабилитации для детей-инвалидов

Комплекс реабилитационных мер на недееспособного ребёнка направлен на восстановление ребёнка, который ограничен в своих действия по причине заболевания, либо травмы.

Такие программы помогают ребёнку вести полноценный образ жизни, получать образование, осуществлять трудовую деятельность, и являться полноценным членом общественности.

Комплекс реабилитационных мер для детей-инвалидов содержит обширный перечень действий, реализующихся в следующих отраслях:

  • Медицинская – разработанные меры, способные уменьшить патологическое воздействие на организм заболевания или травмы, что привели к ограничению в дееспособности несовершеннолетнего ребенка;
  • Физическая – реабилитационные меры, основной целью который является восстановление или замена потерянных физических возможностей организма при помощи специальной физкультуры;
  • Психологическая – разработанные мероприятия, помогающие создать максимально комфортную среду обитания недееспособных детей, включая их адаптацию в обществе;
  • Социальная – является один из компонентов предыдущего направления, что способствует скорейшему восстановлению в обществе, позволяя вести полноценный образ жизни;
  • Профессиональная – возможность получать полноценное образование, с основной целью дальнейшего официального устройства на работу.

Для наиболее эффективного примирения реабилитационных программ, каждому ребёнку с инвалидностью разрабатывается персональный план мероприятий по восстановлению здоровья, включающий в себя все вышеперечисленные направления действий по реабилитации.

Разработка индивидуальной программы восстановления для детей-инвалидов осуществляется на основании заключения, которое выдает медицинская экспертиза. Сама программа содержит сроки проведения, комплекс мероприятий и объем работ для восстановления здоровья ребёнка.

коляска
Действующим законодательством утверждена определённая форма, используемая для составления программы реабилитации.

Она содержит информацию о ребёнке с инвалидностью, его патологии, присвоенной группе недееспособности, а также степень его ограничений.

При составлении ИПР, в неё включается физическая, психологическая и педагогическая реабилитация, которая включает:

  • Мероприятия, направленные на исправление имеющихся нарушений в психолого-педагогической области;
  • Возможность получать образование на уровне дошкольных учреждений и школ;
  • Обеспечение ребёнка материалами и ресурсами для образовательного процесса.

Помимо этого, при реализации реабилитационной программы, в обязательном порядке, осуществляется патронаж семьи, предоставление психологической поддержки для родителей, консультация их по любому вопросу, связанному с восстановлением недееспособного ребенка.

Заключение

Правительство государства оказывает разностороннюю поддержку для недееспособных детей. Специальные медико-экспертные комиссии разрабатывают индивидуальные программы реабилитации для каждого ребёнка с инвалидностью.

Реализовывать её можно как дома, так и в условиях специализированных центров. В любом из случаев, основной целью является исправление патологии ребенка и социальная адаптация его в обществе.

Для уточнения всех деталей, обращайтесь к своему лечащему врачу, либо в Управление социальной защиты населения.