Медицинская реабилитация — три направления воздействия на человека

  1. сильные обезболивающие таблетки при онкологии список
  2. откачать жидкость из легких при онкологии
  3. обезболивающие таблетки при онкологии прямой кишки

Основные методические и организационные принципы реабилитации.

Реабилитация предполагает использование единых методических и организационных подходов к решению таких вопросов, как установление степени нарушений функций органов и систем организма, определение трудоспособности и трудового прогноза, разработка плана восстановительных мероприятий и т. д.

Как известно, лечебно-диагностический процесс проводится лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения. При длительной временной и при наступлении стойкой нетрудоспособности степень нарушения функций организма и способность его к компенсации оценивают врачебно-трудовые экспертные комиссии (см.), которые находятся в ведении органов социального обеспечения и руководствуются в своей деятельности специальными требованиями законов о труде. Поэтому процесс реабилитации предполагает взаимодействие этих органов и учреждений, направленное к единой цели.

ВТЭК при освидетельствовании больного решает следующие задачи: оценивает состояние здоровья освидетельствуемого; изучает факторы, характеризующие его профессию и конкретные санитарно-гигиенические условия его труда и быта; устанавливает трудовые возможности больного; прогнозирует дальнейшее развитие заболевания с учетом компенсаторно-приспособительных способностей организма и их влияния на трудоспособность, что определяет трудовой прогноз; дает трудовые рекомендации больному, разъясняет ему существующие правовые нормы и возможности трудоустройства.

Если понятие «трудоспособность» характеризует физическое и психическое состояние человека, его способность выполнять профессиональную работу определенного характера и объема в момент обследования и в ближайшем будущем, то понятие «трудовой прогноз» относится к предполагаемому состоянию трудоспособности человека в отдаленном периоде в связи с ожидаемой ее динамикой. На основании трудового прогноза формируются трудовые рекомендации.

План восстановительных мероприятий разрабатывают, исходя из следующих требований: 1) реабилитационные мероприятия должны начинаться возможно раньше; 2) они должны осуществляться непрерывно, последовательно и преемственно; 3) их выполнение должно быть комплексным с участием медицинских работников, психологов, педагогов, юристов и др.; 4) при составлении плана необходимо учитывать индивидуальные особенности личности реабилитируемого и течения у него патологического процесса, в том числе его психосоциальных, биологических особенностей и связей с трудовым коллективом, возраста, образовательного ценза, специальности, семейно-бытовой обстановки.

Процесс реабилитации продолжается и в период возвращения болевшего или инвалида к активному общественно полезному труду. В это время его содержание и методы зависят от того, состоялось ли трудоустройство на прежней работе путем создания соответствующего рабочего места, что обеспечивает материальную независимость работника и в конечном итоге приводит к отказу от пенсионного обеспечения (полная реабилитация), или проведено рациональное трудоустройство с предоставлением работы, к-рая соответствует функциональным возможностям работника, как правило, в облегченных условиях, что требует дальнейшего проведения реабилитационных мероприятий (неполная реабилитация).

Реабилитацию, если речь идет об инвалиде, следует рассматривать как непрекращающийся процесс, так как он нуждается в постоянном медицинском наблюдении и социальной защите. С течением времени состояние инвалидности может усугубиться или, наоборот, произойдет улучшение здоровья.

Возраст имеет большое значение при планировании реабилитационного процесса; весь контингент можно по возрасту разделить на 4 группы: детский, в к-ром необходимы в основном педагогические и трудовые мероприятия, осуществляемые в специализированных детских дошкольных учреждениях, школах и профессиональных училищах; подростковый, в к-ром трудовые и профессиональные навыки приобретаются в профессиональных школах, училищах, техникумах, а при психических расстройствах в лечебно-трудовых мастерских; молодой и средний возраст (при наличии производственной или специальной подготовки), в к-ром в большинстве случаев подготовка осуществляется по индивидуальной программе на рабочем месте в производственных условиях, как правило, с сохранением прежней квалификации (снижение квалификации или деквалификация допускаются только при неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе); предпенсионный и пенсионный, в к-ром показаны облегченные условия труда со снижением квалификации.

При подготовке плана реабилитации учитывается также половая принадлежность реабилитируемого, хотя она и менее существенна, чем возрастные различия. Следует, однако, помнить, что женщины по сравнению с мужчинами более глубоко переживают состояние инвалидности, в первую очередь в семейных условиях.

Поэтому здесь на первый план выступает психологическая адаптация. В связи с физиологическими особенностяхми женского организма к выбору профессии или работы, доступной женщине, нередко матери, требуется особо внимательное отношение. Для создания нормальной обстановки на работе и в семье зачастую нужна помощь общественности и родственников.

Причины и степень тяжести заболевания или поражения, повлекшие за собой нетрудоспособность, являются наиболее разнообразными во всей совокупности обстоятельств, влияющих на организацию реабилитационного процесса. Необходимо отметить, что изучение этих вопросов имеет самую продолжительную историю в деле реабилитации, однако до настоящего времени многие из них не получили должного разрешения.

Достаточно подробно система реабилитации разработана при повреждениях опорно-двигательного аппарата в связи с травмами, врожденными дефектами и параплегиями, а также при психических расстройствах и туберкулезе. Интенсивно изучаются в настоящее время возможности проведения реабилитационных мероприятий при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, в первую очередь при ишемической болезни сердца, инфарктах миокарда и гипертонии.

Важно, кроме того, учитывать, является ли реабилитируемый городским или сельским жителем. Вопросы профессиональной подготовки лучше разработаны для городских жителей, занятых в промышленности или административной сфере; реабилитацию рабочих и служащих облегчает наличие профессиограмм, а также классификации пригодности к труду в соответствующих профессиях и на разных рабочих местах.

В сельской местности среди лиц, занимающихся сельскохозяйственными видами труда, меры профессиональной реабилитации используются пока недостаточно, но с нарастающей дифференциацией труда в этой сфере они возрастают и в условиях села. Дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства, связанное с организацией агропромышленных комплексов, предусмотренных Продовольственной программой (см.), утвержденной майским 1982 года Пленумом ЦК КПСС, несомненно, будет способствовать рациональному трудовому устройству больных и инвалидов в совхозах и колхозах.

Уровень общего и профессионального образования тоже сказывается на реабилитационных мероприятиях. У лиц с высоким уровнем общеобразовательной и профессиональной подготовки имеется больше возможностей к восстановлению трудоспособности по своей или родственной ей специальности.

Обучение таких лиц новой профессии также требует относительно небольших материальных и временных затрат. Однако у них в состоянии нетрудоспособности относительно часто возникает тревожное состояние (невротическая фиксация на своей неполноценности), замедляющее процесс выздоровления и адаптации.

Планируя реабилитационные мероприятия, необходимо, наконец, соблюдать соответствующие санитарно-гигиенические рекомендации, особенно при проведении трудотерапии и профессиональной подготовки,— требования по охране труда, санитарно-эпидемиологические нормы и условия лечебно-профилактической помощи.

Особое внимание должно быть обращено при этом на физическое и нервно-психическое напряжение, метеорологические условия, производственные загрязнения, лучевые факторы, токи высокой частоты, вибрацию и др., что может существенно повлиять на эффективность проводимых реабилитационных мероприятий.

Статистика, учет, отчетность и анализ данных по реабилитации. Во ВТЭК проводятся учет и отчетность, а также анализ полной и неполной реабилитации (снижение тяжести инвалидности) и степени эффективности реабилитационных мероприятий. Указанные сведения получают, обобщая результаты повторных освидетельствований инвалидов; соответствующие показатели включают в годовые отчеты, суммируемые по областям (краям) и республикам. В объяснительной записке к отчету приводится анализ этих данных.

Состояние занятости инвалидов общественно полезным трудом (инвалидов III группы, а также I и II групп, имеющих трудовые рекомендации) изучается отделами социального обеспечения. На основании таких сведений разрабатываются мероприятия по приспособлению рабочих мест к трудовым возможностям инвалидов.

Подробный статистический учет н анализ реабилитации детей проводят отделы народного образования, в ведении которых находятся дошкольные и школьные учреждения для детей с нарушениями зрения, слуха, речи, умственно недоразвитых и др.

В учреждениях здравоохранения состоят на диспансерном учете инвалиды Великой Отечественной войны. Отчетные данные о получивших лечебную и другую реабилитационную помощь анализируются органами здравоохранения. С 1982 года в отчетах лечебно-профилактических учреждений предусмотрены сведения о числе лиц, первично признанных инвалидами (I, II, III группы) и о состоящих на диспансерном наблюдении по поводу отдельных заболеваний.

Для характеристики реабилитации больных может служить в определенной степени статистика заболеваемости с временной утратой трудоспособности, учет и анализ к-рой ведется отраслевыми комитетами профсоюзов. Они объединяют в одно целое элементы деятельности различных учреждений и организаций: лечебных, ВТЭК, профессионально-технических училищ, отделов социального обеспечения, протезных предприятий.

Научные исследования по проблеме реабилитации направлены в основном на разработку необходимых медицинских, профессиональных и социальных мероприятий, а также на создание приспособительных средств для инвалидов. Важнейшее значение принадлежит разработке новых методов восстановления функций и созданию научных критериев объективной оценки результатов реабилитации; определению нормативов потребности населения в стационарных и амбулаторных мерах реабилитации, а также уточнению медико-социальных критериев оценки трудоспособности больных; изучению влияния научно-технического прогресса на возможность приобщения лиц с пониженной трудоспособностью к трудовому процессу и разработку мер по осуществлению этих целей; совершенствованию учебных программ по реабилитации для медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей, а также для подготовки средних медицинских работников, преподавательского и обслуживающего персонала.

Библиография: Волков В. С. и Анталоци 3. Реабилитация больных, перенесших инфаркт миокарда, М., 1982; Герасименко В. Н. Реабилитация онкологических больных, М., 1977, библиогр.; Данилов Ю. Е. Современные проблемы медицинской и социальной реабилитации, М.

, 1979, библиогр.; 3агородный П. И. и Загородный А. П. Реабилитационное лечение при спондилогенных заболеваниях нервной системы, Л., 1980, библиогр.; Клинические и организационные основы реабилитации психически больных, под ред. М. М. Кабанова и К. Вайзе, М.

, 1980, библиогр.; Козлов А. Е. Социальное обеспечение в СССР, Правовые основы, М., 1981; Медицинская реабилитация, Научно-вспомогательный указатель отечественной и зарубежной литературы за 1977—1981 гг., сост. В. Р. Пелинская, Киев, 1981; Самсон Е. И.

Этапное лечение и реабилитация больных язвенной болезнью, Киев, 1979, библиогр.; Скурихина Л. А. Физические факторы в лечении и реабилитации больных заболеваниями сердечно-сосудистой системы, М., 1979, библиогр.; Столярова Л. Г. и Ткачева Г. Р. Реабилитация больных с постинсультными двигательными расстройствами, М.

, 1978, библиогр.; Столярова Л. Г. и др. Реабилитация больных паркинсонизмом, М., 1979, библиогр.; Телешевская М. Э., Буртянский Д. Л. и Филатов А. Т. Реабилитация больных неврозами, Киев, 1980, библиогр.; Чернобровый Н. П. и Бориско А. С. Диспансеризация и реабилитация больных хроническими неспецифическими заболеваниями легких, Киев, 1977, библиогр.; Шаварин Б. В. и др.

Врачебно-трудовая экспертиза и реабилитация при диафизарных переломах костей голени, Ташкент, 1980, библиогр.; Шхвацабая И. К., Аронов Д. М. и Зайцев В. П. Реабилитация больных ишемической болезнью сердца, М., 1978, библиогр.; Юмашев Г. С. и Ренкер К.

Основы реабилитации, М., 1973, библиогр.; Яцожинский Ю. Д. и Молотков В. Н. Медицинская реабилитация больных туберкулезом легких, Киев, 1977, библиогр.; Медицинска рехабилитация, под ред. В. Т. Дончева и Б. Т. Деветакова, София, 1967; Expert committee on medical rehabilitation, Techn. rep. ser.

№419, Geneva, WHO, 1969; Hulek A. Teoria i praktyka rehabilitacji inwalidow, Warszawa, 1969, bibliogr.; Maly B. J. Rehabilitation principles in the care of gynecologic and obstetric patients, Arch. phys. Med., v. 61, p. 78,1980; Presber W., d e Neve W. u. Hose K.

Компоненты реабилитации

Реабилитация достигается сочетанным применением реабилитационных мероприятий — медицинских, психологических, педагогических, социальных, трудовых, технических и правовых, составляющих единый комплекс.

Медицинские мероприятия (медицинская реабилитация) объединяют лечебные меры, направленные на восстановление здоровья. Их следует начинать тотчас по выявлении заболевания и проводить комплексно с использованием всех средств, способствующих развитию компенсаторных процессов (см.) и приспособительных реакций организма (см.

Адаптация, Приспособление). При этом широко применяются все способы лечения: восстановительное хирургическое, медикаментозное и санаторно-курортное, активная трудовая терапия и физиотерапия. В необходимых случаях используется лечебная физкультура (см.).

Психологические мероприятия (психологическая реабилитация) неразрывно связаны с медицинскими, так как содействуют еще в период лечения психологической подготовке больного (пострадавшего) к необходимой адаптации, реадаптации или переквалификации при неполном восстановлении его профессиональных навыков.

Психологическая реабилитация имеет большое значение при подготовке больного к хирургическому вмешательству для вселения в него веры в способность после операции продолжить трудовую деятельность и восстановить свою социальную полноценность. Психопрофилактика (см.) и психотерапия (см.) облегчают реабилитацию на последующих этапах.

Педагогические мероприятия в большинстве случаев относятся к детям и подросткам с врожденными или приобретенными дефектами (см. Инвалидность). Для их обучения и воспитания создана сеть специализированных учреждений (детские сады, начальные, средние и технические школы, техникумы и др.), в к-рые направляют детей с дефектами слуха, речи, зрения, физическими недостатками и комбинированными дефектами.

Имеются такие же учреждения для детей, нуждающихся в длительном стационарном лечении, с замедленным развитием, для умственно отсталых подростков. Решение о необходимости реабилитации ребенка выносит специальная комиссия, которая определяет, в состоянии ли ребенок освоить определенную специальность, может ли выдержать умственную нагрузку в школе, возможно ли сочетание в период обучения .мероприятий медицинской и профессиональной реабилитации.

Трудовые мероприятия (профессиональная реабилитация) заключаются в подготовке инвалида к трудовой деятельности. Они должны начинаться как можно раньше и проводиться параллельно с медицинскими, психологическими и др. реабилитационными мероприятиями.

Еще до получения определенных производственных навыков или переквалификации инвалид (больной) должен быть профессионально ориентирован в основных специальностях и знать требования к избираемой им профессии. Качество профессиональной реабилитации безусловно зависит от материально-технического оснащения, поэтому рациональнее профессиональное обучение проводить при промышленных предприятиях.

Для инвалидов, к-рые не могут работать в обычных производственных условиях, создаются специализированные цехи и участки, где они работают в специально созданных условиях (укороченный рабочий день, индивидуальные нормы выработки и др.) под постоянным медицинским наблюдением.

Обучение инвалидов осуществляется, кроме того, в системе производственно-технической подготовки (профессиональные школы, училища, техникумы). После прохождения обучения (срок подготовки не более 6 месяцев) инвалиды сдают специальные экзамены — технический минимум. Трудовая (профессиональная) реабилитация завершается трудовым устройством инвалида.

Наиболее успешно проводится социальная реабилитация инвалидов, утративших зрение или слух, работающих на учебно-производственных предприятиях (УПП) обществ слепых и глухих (см. Общество глухих, Общество слепых), где созданы не только условия для их рационального трудоустройства, но и для постоянного медицинского контроля.

Решение о необходимости переобучения инвалида выносят врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК) (см.); направление на обучение осуществляют отделы социального обеспечения. Для умственно неполноценных подростков при психиатрических больницах созданы специальные лечебно-производственные трудовые мастерские (см.), где больные получают профессиональные навыки.

Технические мероприятия (техническая реабилитация) — предусматривают применение достижений научно-технического прогресса для восстановления функциональной полноценности организма инвалида (больного) и для включения его в общественно полезный труд.

Практически технические средства широко используются на всех этапах восстановительного процесса. Особенно велика роль их при повреждениях опорно-двигательного аппарата. Система современного протезирования (см.) и протезо-строения выделилась в самостоятельную научно-практическую дисциплину медицинского и технического профиля.

Совершенствование и разработка новых видов протезов (см. Протезно-ортопедические изделия, Протезы) различного назначения позволяет вернуть к трудовой деятельности десятки тысяч инвалидов. Разработка различных средств передвижения (мотоколясок, автомашин с ручным управлением и др.) значительно облегчает многим инвалидам условия быта и способствует привлечению их к труду и общественной деятельности.

Развитие техники позволяет создавать особые конструкции многих приборов и средств бытового назначения (ложки, вилки, замки, раковины, унитазы, одежду и др.), что обеспечивает инвалидам возможность самообслуживания и упрощает его. Архитекторы и строители возводят специальные здания с широкими дверными проемами, коридорами, пандусами, специальными лифтами и др., позволяющими инвалиду попадать в помещение и передвигаться в нем на коляске.

Медицинская, профессиональная и техническая реабилитации, вместе взятые, обеспечивают социальную реабилитацию больного (пострадавшего), восстановление его нормальных отношений в обществе, в первую очередь в сфере труда. В результате преодолевается связанное с инвалидностью чувство социальной неполноценности, устраняется сосредоточение инвалидом всего внимания на своем увечье или болезни, он обретает веру в собственные силы.

Правовые мероприятия реализуют гарантии, обусловленные Конституцией СССР всем гражданам нашей страны, — право на труд, на бесплатную квалифицированную медицинскую помощь, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, а также при полной или частичной утрате трудоспособности (см.) и потере кормильца.

Наряду с этим инвалидам обеспечены дополнительные гарантии: нуждающимся в облегченных условиях труда предоставляется работа в соответствии с трудовой рекомендацией ВТЭК (выполнение условий трудовой рекомендации для администрации предприятий и учреждений является обязательным), постоянно совершенствуется медицинское обслуживание, улучшается материальное обеспечение инвалидов, им предоставляются дополнительные льготы.

Медицинская реабилитация — три направления воздействия на человека

Медицинская реабилитация объединяет в себе 3 направления воздействия на человека, каждое из которых, как самостоятельно, так и совместно с другими направлениями, обеспечивает восстанов­ление здоровья.

1. Медикаментозное направление использует эффект одного или нескольких лекарственных веществ в определенном взаимопотенцирующем и взаимодополняющем наборе.

2. Немедикаментозное направление объединяет различные виды физического воздействия (механическое, лучевое и др.).

3. Инструментальное направление использует инженерно-фи­зиологические комплексы, а также различный инструментарий для подведения к организму средств воздействия, используемых в ме­дикаментозном и немедикаментозном направлениях.

Медикаментозное направление включает в себя:

• антибактериальную и (или) противовирусную терапию, в ко­торой преимущество перед антибиотиками отдается антисептикам (хлорофиллипт, диоксидин, фитонциды и др.). Противовирусные препараты также имеют определенные вновь появляющейся симп­томатикой показания к применению (интерферон, рибоварин, ре­мантадин и др.);

• противовоспалительную терапию: нестероидные противовос­палительные препараты (индометацин, пироксикам, ибупрофен, коадвил и др.), ингибиторы альдостерона (верошпирон и др.), сте­роидные препараты (триамсинол, преднизолон и его дериваты), ингибиторы протеаз (контрикал, тразилол и др.), стимуляторы сте-роидогенеза (глицерин и др.);

• иммуномодулирующую терапию: парентерального примене­ния (тималин, тактивин, гемодез, эндобулин, иммуноглобулины, нативная концентрированная плазма; стимуляторы неспецифичес­кой реактивности — иродигиозан, пирогенал, поликомпонентная вакцина; активаторы метаболизма — витамины и др.), перораль-

ного применения (рибомунил, метронидазол, диуцифон, левами-зол и др.), интраназального применения (тимоген);

• антиоксидантную терапию (витамин Е и др.);

• секрето- и муколитическую терапию (ацетилцистеин, муко-сольвин, бромгексин, дезоксирибонуклеаза и др.);

• бронхоспазмалитическую терапию: аэрозольного примене­ния (бета 2-агонисты — беротек, сальбутамол, сальмитерол, аст-мопент и др., антихолинергики — атровент, тровентол и др., ком­бинированные — беродуал, дитек и др.), перорального применения (эуфиллин, эфедрин и др.), пролонгированные (сальтос, теопэк, дурофиллин, ретафил и др.), ректального применения (дипрофил-лини др.);

• отхаркивающую терапию (термопсис, алтей, багульник и др.);

• анаболические стероиды (ретаболил, туринабол, метандрос-тенолон и др.);

• активаторы регенерации легочной ткани, стимуляторы ме­таболизма фагоцитирующих клеток (пиримидиновые производ­ные — метилурацил, пентоксил и др., зиксорин, катерген, нукле-инат натрия и др.);

• естественные метаболиты, аминокислоты (глицин — подъ­язычно);

• регуляторы обмена кальция (кальцитрин, нифедипин и др.). Немедикаментозное направление:

• рефлексотерапия (иглорефлексотерапия, лазеропунктура, электропунктура, акупрессура, чрескожная электронейростимуля-ция по зонам Захарьина — Геда, аурикулопунктура, баночный мас­саж и др.);

• физиотерапия располагает большими возможностями много­факторного лечебного воздействия: противовоспалительного, анальгезирующего, антиспастического, десенсибилизирующего, стимулирующего и др. Так, при болезнях органов дыхания УВЧ-терапия, ультразвук, лазерное и УФ-облучение подавляют воспа­лительный процесс и способствуют рассасыванию патологических изменений. При дыхательной недостаточности хорошо зарекомен­довали себя методы респираторно-вентиляционной терапии. При бронхиальной астме с целью десенсибилизации применяют общее и местное УФ-облучение, эндоназальный кальций — электрофорез, фонофорез гидрокортизона и эуфиллина. Воздействие микровол­нами на область надпочечников повышает их функциональную активность и позволяет снизить дозу глюкокортикоидных препа­ратов;

• механотерапия (вспомогательная искусственная вентиляция легких, наружный аппаратный массаж грудной клетки, трениров­ка дыхательной мускулатуры на тренажерах с сопротивлением вдо­ху и выдоху, осцилляторные модуляции дыхания);

• электростимуляция диафрагмы;

• магнитотерапия (использование постоянных, переменных, пульсирующих и смешанных магнитных полей);

• гапотерапия (лечение при помощи галокамер, индивидуаль­ных солевых генераторов и др.);

• лечебная физкультура с успехом применяется практически при всех видах патологии. Она оказывает не только общетренирующее, но и специальное терапевтическое действие, стимулируя адаптацию к физической нагрузке у больных ИБС, способствуя вос­становлению движений у неврологических больных. Трудно пере­оценить значение корригирующей гимнастики в травматологии и ортопедии. У пульмонологических больных лечебная физкульту­ра способствует снижению бронхо- и вазоконстрикции, улучшает подвижность грудной клетки, диафрагмы, позвоночника, улучша­ет координацию дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улуч­шает бронхиальный дренаж.

Особое место в системе реабилитационных мероприятий зани­мает санаторно-курортное лечение. Оно обеспечивает наиболее вы­сокий уровень комплексной восстановительной терапии. На курор­тах применяются все виды лечения, прежде всего немедикаментоз­ные, на фоне организованного отдыха с приоритетным значением природных курортных лечебных факторов: климато -, бальнео- и грязелечения;

• аэро-, гелио- и талассотерапия — это разнообразные виды климатолечения. Аэротерапия — лечение открытым воздухом как метод природной оксигенации и термоадаптации — проводится в виде воздушных ванн, дозируемых по холодовой нагрузке. Гелио­терапия — лечебное применение лучистой энергии солнечного из­лучения в виде суммарной, рассеянной или ослабленной радиации. Солнце — сильнодействующий лечебный фактор, неосторожное об­ращение с которым может привести к нежелательным последстви­ям. Талассотерапия — купание в море или иных открытых водо­емах — активно влияет на термоадаптационные механизмы, спо­собствует закаливанию и является также методом лечебной физ­культуры — лечебного плавания. Высокий эффект климатотерапии достигается не только в здравницах традиционных курортных ре­гионов, но и на местных курортах средней полосы России, Сибири, Урала, Дальнего Востока, которые даже имеют некоторые преимущества в связи с отсутствием климатического контраста, а потому и трудностей адаптации;

• грязелечение используется при самых разнообразных воспа­лительных процессах. Наряду с грязями минерального происхож­дения широко применяется лечебный торф, месторождением ко­торого богаты многие районы страны. Лечение минеральными во­дами (бальнеотерапия) с успехом применяется как в виде ванн, так и для питья. Широко известны углекислые (нарзанные) воды Кис­ловодска, сероводородные ванны Мацесты и Пятигорска. Значи­тельно менее известны, но нисколько не уступают им сероводород­ные воды Поволжья, радоновые воды Белокурихи, йодобромные воды Усть-Качки. Питьевые минеральные воды всемирно извест­ных курортов Ессентуков, Железноводска высокоэффективны при заболеваниях желудка, кишечника, печени, мочевыводящих пу­тей. Но не менее эффективна и минеральная вода московского ре­гиона;

• гидротерапия;

• аэроионотерапия;

« гипо- и гипербарическая оксигенация;

• гелий-кислородные смеси;

• дыхательная гимнастика;

• лечебная физкультура;

• дозированное лечебное голодание;

• пелоидотерапия;

• массаж.

В реабилитационном комплексе существенное место занимают методы психотерапии, как рациональной, так и специальных ви­дов: аутотренинг, гипносуггестивная терапия, примыкающие к психотерапии музыко -, ландшафте -, библиотерапия.

Инструментальное направление:

• эндоскопические санации с интратрахеальньши заливками лекарственных препаратов;

• проведение лучевой терапии через эндоскопы (эндотрахеаль-но, эндобронхиально, внутриполостно);

• интратрахеальные и интрабронхиальные инстилляции ле­карственных веществ через катетер;

• микротрахеостомия, дренирование полостей с введением ле­карственных препаратов или световодов при лучевых способах и др.;

• трансторакальное введение лекарственных препаратов безы­гольными инъекторами;

• эндолимфатическое, внутрисосудистое подведение лекар­ственных препаратов или световодов при лучевой терапии;

• плазма- и лимфоцитаферез;

• гемоеорбция, цитосорбция, иммуносорбция и др.;

• ультразвуковой фонофорез.

Цели и задачи реабилитации

Целью реабилитации является оздоровление больного и оказание ему помощи в восстановлении или развитии профессиональных навыков с учетом специфики перенесенной им травмы или болезни. По мнению Г. С. Юмашева и К. Ренкера (1973), варианты реабилитации могут быть следующими: во-первых, адаптация реаби-литанта на прежнем рабочем месте, во-вторых, реадаптация — работа на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии; в-третьих, работа на новом месте в соответствии с приобретенной новой квалификацией, близкой к прежней специальности, но отличающейся пониженной нагрузкой; в-четвертых, при невозможности реализации вышеизложенных пунктов полная переквалификация с последующим трудоустройством на том же предприятии; в-пятых, переквалификация в реабилитационном центре с подысканием работы по новой специальности.

Таким образом, основные задачи реабилитации заключаются в том, чтобы сделать больного или инвалида способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественный трудовой процесс, исходя из того, что трудовая деятельность является не только необходимым социальным условием полноценного существования человека, но подчас и решающим фактором излечения.