Речевая реабилитация при инсульте: план действий для разных случаев |

  1. обезболивающие при раке 4 степени
  2. круглосуточный окулист москва
  3. срочная глазная помощь в москве круглосуточная

Что такое инсульт

— Это нарушение мозгового кровообращения — вследствие него часть клеток погибает. Инсульт занимает второе место в структуре общей смертности в России. 80% выживших больных имеют стойкие ограничения по трудоспособности. Из них — 10% практически полностью не могут за собой ухаживать, то есть, это тяжелая инвалидизация.

Сразу возникает вопрос: «Почему все так тяжело? И как жить людям, которые в этой семье оказались?».

Мозг — очень сложная структура. Он представляет собой два полушария. Этажность: мозжечок, стволовые структуры, подкорка. И тонкое образование — тоненькая пленочка сверху — кора, которая формируется при жизни. Между собой два полушария связаны мозолистым телом. Огромное количество кровеносных сосудов, субстрата мозгового белого и серого вещества.

Если происходит поражение одной из частей, то блокируется большое количество жизненно важных функций. Даже если они не затронуты, все равно качество жизни очень сильно снижается — человек перестает говорить, у него перестает двигаться рука и так далее.

Так вот, остро развивающееся нарушение мозгового кровообращения сопровождается повреждением ткани — то, о чем я сказала, — и расстройством его функций. Поэтому очень важно быстро блокировать этот процесс. Когда возникает очаг, будто загорается лампочка в мозгу.

«белый» и «красный» инсульт

— Сама сосудисто-мозговая катастрофа развивается достаточно быстро. Буквально за несколько секунд. Я ниже перечислю признаки, которые сопровождают инсульт. Их должны знать все. Если возникает хотя бы один из этих признаков, то больного нужно срочно госпитализировать или хотя бы вызвать скорую.

Микроинсультов, на самом деле, больше, но мы будем говорить про два — ишемический инсульт, его называют «белый», и геморрагический, «красный». Когда происходит ишемия, то есть, по сути дела, закупорка кровеносного сосуда, он блокирует работу всего кровеносного дерева, лишая кровоснабжения другие участки коры головного мозга. И происходит, по сути, инфаркт. То есть, гибель клеток.

Акустико-гностическая афазия

— Обусловлена угнетением функционирования средней височной области коры головного мозга левого полушария. В качестве первичного дефекта рассматривается речевая слуховая афазия, отсутствие восприятия на слух. Человек слышит, но не понимает, теряется способность дифференцировать фонемы.

В русском языке существуют бинарные позиции. Их много. По глухости и звонкости. Твердости — мягкости. Шипящие — свистящие. И сонора. По глухости — звонкости «б-п, г-к, з-с, в-ф, т-д, ж-ш». Мягкости –твердости. Есть «бочка-почка», «мишка-миска», «рак-лак» и так далее.

Но здесь вмешивается другой фактор. Допустим больной может услышать слово. Например, слово «стакана». Тут много звуков, оно может прозвучать как «сдакан». Вообще смысл поменяется, понимаете? Больной не улавливает смысл из-за того, что не распознает близкие по звучанию фонемы.

Пример из работы с детьми. У нас много детей с нарушением сенсорной обработки. Родители говорят: «Вы знаете, ведь он же многое понимает! Когда ему четко говорят «нет» — он останавливается». Слово «нет» четкое по структуре и короткое по длине. А когда это обычный разговор, то ребенок не откликается.

Возникает еще феномен отчуждения смысла слова: слово знает, а что обозначает это слово, не понимает. Оно становится чужим — расслаивается звуковая оболочка слова, которая обозначает конкретный предмет. У таких больных очень часто наблюдается логорея.

Они все время говорят, говорят, говорят. А что говорят — непонятно. Конечно, у людей с парафазиями более четкие звуки, более узнаваемые, но проблема такая же. И очень много вербальных литеральных парафазий. Парафазия замены — замены одного слова другим. Например, бревно и пень — это близкие слова, но они обозначают разное.

Акустико-мнестическая афазия

— В отличие от акустико-сенсорного нарушения, акустический дефект проявляется здесь не в сфере самого фонематического анализа, а в сфере мнестической деятельности — больные теряют возможность удержать в памяти воспринятую на слух информацию. То есть, вы просите повторить фразу, и больной не может ее повторить.

Давайте попроще дам пример. Дети в школе. Сейчас детей очень плохо научили не запоминать целыми предложениями. Если учительница диктует предложение по словам, то дети через каждое слово поднимают лицо. То есть, я вот всегда говорю — приучайте детей запоминать целиком предложения, тренируйте этот мнезис, тренируйте эту память. Начинайте с двух слов, три дальше, четыре, пять. Ну, и достаточно, в принципе.

Для больных удержать слова на слух в памяти очень трудно из-за слабости акустических следов, потому что поражается именно отдел коры головного мозга. Сужается объем запоминания. Эти дефекты приводят к трудностям понимания развернутых текстов, требующих участия слухоречевой памяти, когда нужно удержать сюжет, чтобы потом перейти к следующему.

Я очень люблю коротенькие тексты, которые дает Толстой. «Муравей хотел напиться и пошел по бревну к ручью, но не удержался и упал в воду». Здесь можно это слово «не удержался», оно достаточно сложное, запомнить. «И стал тонуть. Мимо летела голубка. Она бросила ему веточку».

Если слухоречевая память нарушена, дети говорят так: «Муравей пошел купаться и упал. Дальше  — нашел ветку». Никто никого не нашел. Ну, допустим. «Нашел ветку и взобрался на нее». Но ведь сюжет идет дальше. Когда пришло время голубке попасть в опасность, помните?

Голубка попала в сети, и охотник хотел ее поймать. Муравей залез по ноге, укусил его. Охотник вскрикнул, выронил сеть и голубка улетела. Тут вообще уже никакой связи нет. Ребенок никак не может сопоставить. Это обычный ребенок. Вот еще хуже происходит с больными афазией. В собственной речи у таких больных в основном симптомом афазией является словарный дефицит.

00:50:50 —  00:51:48  видеофрагмент

  • Многочисленные повторы
  • Характерен поиск слов, но не получается их найти.
  • Отсутствуют повторные моторные трудности. То есть, говорит своими словами достаточно хорошо, сохранная письменная речь. То есть, опирается на графическое изображение самого слова.
  • Присутствует симптом отчуждения значения слова. То есть, повторение правильно, но не воспринимает сразу это слово. Было уже слово, и опять он ушел к предыдущему слову, когда «платок» нужно было сказать, а он все время «помощь» возвращал. В этом сложность у больного.

Поэтапная работа по восстановлению речи.

1 этап. Восстановление предметной соотнесенности слова.

  • Показывать предметные картинки и раскладывать под ними подписи.
  • Объяснять функциональное назначение предмета. В принципе, сейчас есть все эти пиктограммы — для чего нужен стакан, для чего нужен карандаш, для чего нужен кран, бытовые предметы, все нужно объяснять.
  • Работать над схемой тела. Показывать по инструкции части тела у себя и на картинке. Потому, что это навыки самообслуживания. Естественно, очень нам нужные.

2 этап. Восстановление ситуативно-обусловленной речи

  • Выполнять серии речевых инструкций — возьмите со стола руку, положите на тетрадь и отодвиньте стул. Это очень сложно больному, он путается.
  • Умение заполнять анкету. Потому что в анкете разные простые вопросы и на них больной должен отвечать.
  • Показывать предметы в комнате. Покажите, где стул, покажите, где окно, кровать и так далее.
  • Проводить ситуативную беседу. В основном, бытовые беседы на бытовые темы.

3 этап. Расширение объема слухо-речевой памяти.

  • Отгадывание кроссвордов.
  • Запоминать адреса, номера телефонов, вымышленных героев.
  • Составлять рассказы.
  • Пересказывать рассказы.

Афазия

— Это нарушение уже сформировавшейся функции — афазия бывает только у тех, кто уже умеет говорить. У детей тоже бывает, но это дети четырех-пятилетнего возраста, когда уже научились говорить, — случилась авария, и после нее речь пропала. Но в основном, конечно, афазия происходит во взрослом возрасте.

Это системное нарушение. Что значит системное? Речь — это система: лексика, грамматика, связная речь, фонетика, фонематика. И все это лежит на пласте звуко-слоговой структуры. Если один из компонентов нарушается, у человека возникают проблемы с функционированием речи.

Афферетно-моторная афазия

— 40 и 7 поле по Бродману. Нарушение кинетической ориентации произвольных оральных движений. Кинестезия — это ощущение позы. Позы двух этих пальцев, поза широкого языка, позы за зубами, позы оскала или трубочки. Это — ощущение позы, когда мы говорим больному — «сделайте это».

Вот у этих больных нарушается эта возможность. Причем непроизвольное движение — облизать губы или слизать варенье с ложки — они могут выполнить. Но тем не менее есть проблемы с движением языком, губами и другими органами артикуляции. Распадаются отдельные артикуляционные позы и отсутствует артикулированная речь.

То есть, человек не может попасть в определенную артикуляционную позу. Ему нужно одно сказать, а он говорит другое. Ему нужно сказать «мама», а он говорит «мало». Ему нужно сказать «стол», а он говорит «слон». То есть не попадает в то, что нужно. Наблюдается:

  • Оральная апраксия
  • Артикуляционная апраксия
  • Речевой эмбол — повторение какого-то слова. Хорошо, если это будет нормативная лексика.
  • Нарушение устной речи
  • Нарушение письменной речи. Грубые нарушения, потому что это лоб.

Ну, вот такая больная Е***

00:59:34 — 00:59:59   видеофрагмент

Спонтанная речь, как таковая, отсутствует. Речевой эмбол «оны» выступает при любой попытке общения. Называние и повторение значительно затруднено. Повторить за экспериментатором, за врачом она не смогла.

План реабилитации.

  • Растормаживание ситуативной речи.
  • Выделение первых артикулем и графем в словах, потому что здесь нужно будет работать и с письмом и с письменной речью.
  • Анализ звуко-буквенного состава — какой первый, какой второй и так далее здесь звук или буква.
  • Формирование устной развернутой речи.

01:01:02 — 01:01:49  видеофрагмент

Вот смотрите, слово «ведь» не трудное же было? Не повторила. А «провинциальная» — как хорошо! То есть, видимо, с ней много занимались, и сопряженная речь пошла.

Вот другой больной А***

01:02:15 — 01:03:07   видеофрагмент

Ну, вот. Он в таком достаточно остром еще периоде, очень все сложно. А значит, он помощь не получал.

  • Орально-артикуляционный процесс — вообще не включается в позу, не может повторить ничего.
  • Автоматизированная речь в состоянии распада. То есть, сам он говорить не может.
  • Затруднены процессы названия и повторения. Даже отказ от того, чтобы повторить.

План реабилитации

  • Сопряженно-отраженное проговаривание стойких речевых конструкций. Стойкие — имеется в виду то, что пригодится в быту.
  • Стимулирование глобального чтения. Если он начнет читать, откроется окно в мир, будет проще.
  • Растормаживание ситуативной речи. По ситуации человеку проще говорить, когда есть тематика, близкая больному.

Ну, вот, пожалуйста, один больной, ни этот, так пишет, — образец письма, что тоже распадается, видите? Обводки, тремор у руки, ну, естественно, красота самой буквы нарушается. А вот образец — после восстановления. Видите, уже не плохо. Пишет достаточно прилично. Давайте посмотрим этого больного А*** после восстановительного периода.

01:04:36 —  00:05:14  видеофрагмент

Вот, ну, все равно, трудности остались. Но большой молодец, правда? Выполнил все движения. Но как переживает! Машет рукой, что у него не получается.

Ну, вот вы поняли, что:

  • преодоление нарушения кинетического артикуляционного праксиса, чтоб он попадал в позу
  • преодоление аграфии и алексии
  • развитие вторичных нарушений понимания речи
  • восстановление развернутого устного и письменного высказывания.

Что можно предложить?

  • Глобальное сопряженное произнесение — она активно ему показывала, они все время произносят вместе.
  • Чтение автоматизированных речных рядов. То есть они читают слова.
  • Списывание и чтение про себя.
  • Зрительные диктанты и чтение вслух. Тут обычно подключается жена.
  • Запись под диктовку букв. «Муха — м, у, х, а».
  • Слуховой иммитационный прием вопроизведения доступных звуков.
  • По мере преодоления апраксии переходит к сопряженному и отраженному произнесению фраз.
  • По мере возникновения ситуативной речи переходит к восстановлению монологической речи.
  • Основные задачи — расширение словаря, предупреждение аграмизма, развитие развернутого устного и письменного высказывания, подготовка свободной диалогической речи.

Видео и расшифровка вебинара ольги азовой, кандидата педагогических наук, директора медицинского центра «логомед прогноз» и центра коррекции и развития ребенка «логоцентр о.и.азовой»

Речевая реабилитация при инсульте: план действий для разных случаев |

Ольга Азова. Фото с сайта logomedprognoz.ru

Виды нарушений речи

Фото 1Утрата речи после инсульта называется афазией и возникает вследствие отмирания центра речи.

Это осложнение встречается как после геморрагического, так и ишемического инсульта.

Виды нарушения речи:

  1. Сенсорное – поражение центра Вернике. Он расположен между теменной и височной долями головного мозга. В этом случае, человек полностью утрачивает возможность воспринимать речь. Воспроизведение отдельных слов под силу, а смысловая нагрузка отсутствует, и речь не контролируется пациентом. Способность к чтению сохраняется, но пациент не понимает смысла написанного. Навык письменности также отсутствует;
  2. Моторное – поражение центра Брока. Располагается между лобной и височными долями. Способность воспринимать речь на слух полностью сохраняется. Пациент предпринимает попытки в общении, ответах на вопросы, но ничего не выходит. Способность читать и писать практически полностью утрачивается;
  3. Семантическое – поражение задне-центральной и теменной областей коры. Человек способен воспринимать и воспроизводить несложные речевые конструкции. Сложные диалоги он поддержать не способен. Логические связи в речи больного практически отсутствуют;
  4. Акустико-мнестическое – поражение среднего отдела височной коры мозга, а именно, 2-ой височной извилины. По признакам схожее с семантическим поражение. Пациент может говорить несложные предложения из 3-4 слов. Навыки чтения и письменности сохранены в малом объёме;
  5. Оптико-мнестическое – поражение нижневисочно-затылочного отдела. Способность к восприятию речи сохранена в большей степени. Больному тяжело опознавать предметы, он вечно находится в поиске нужного слова. Речь иногда не связана, но в меньшей степени в сравнении с остальными видами;
  6. Динамическая – пре-моторная зона. Нарушена функция активной речи. Пациент может повторить сказанное предложение, но сам не в силах сконструировать сложные речевые обороты. Из речи часто выпадают глаголы. Ответы на вопросы – односложные. Часто повторение последнего слова собеседника.

СПРАВКА! «Чистые» степени афазий встречаются крайне редко, обычно это комбинация нескольких с преобладанием одной над другими.

Геморрагический инсульт

— Ишемических инсультов — 85% всех инсультов. Геморрагических — 15%. При геморрагическом инсульте кровь выливается, выпадает или просачивается через стенки сосудов – происходит разрыв аневризмы и выходит сгусток крови. Геморрагические излияния в мозг происходят из-за чрезмерного притока крови, которая своим напором разрывает артерию. Эта патология лечится исключительно хирургическим путем.

Движение и речь

— Помимо нарушения движения, самое главное, что распадается, ущемляется, нарушается при инсульте, — речь, функция, которая делает каждого из нас человеко. То есть, возникает афазия. Видов афазий несколько, и у каждого несколько степеней нарушения. На самом деле, это очень серьезный фактор, для больного, пожалуй, основной.

Динамическая афазия

— Тоже лобное нарушение, невозможность войти в речь. Одно из самых сложных нарушений — речевой дефект, который проявляется, главным образом, в спонтанности. То есть, человек не может вообще начать речь, не может заговорить.

Существуют два вида афазии. Первый — нарушено речевое программирование, поэтому такие больные пользуются штампами. В принципе, изначально их и учат штампами говорить, как и детей.

Второй вариант — нарушение функций грамматического структурирования в речи больных данной группы, выраженный экспрессивный аграмматизм. Так называемый «телеграфный стиль». То есть, они могут говорить, но согласовывать слова не умеют.

Посмотрите, как трудно входит в речь больная.

01:14:02 — 01:17:02 видеофрагмент.

У больной средняя степень нарушения. Но спонтанная речь все равно отсутствует. Фразовая речь заменена номинациями. Глагольная слабость — никак не могла подобрать глагол. Переносный смысл не доступен — так и не смогла объяснить, что такое «водить за нос».

Задача — преодолеть внутреннее речевое программирование:

  • Создание программ высказывания с помощью внешних опор.
  • Повышение речевой инициативы.
  • Обучение планированию.

Что нужно делать, когда диагноз поставлен

  • Медикаментозное лечение. Больной строго следует тому, что назначает врач. Чаще всего в остром периоде больной попадает на две недели в больницу — там могут сделать исследование и нормализовать первое состояние.
  • Следующее — тромболическое лечение. Этот метод направлен на растворение тромба, который закупорил сосуд. Но, опять же, применять этот метод можно только в течение трех часов с начала развития признаков заболевания, чтобы избежать риска дальнейшего кровоизлияния. Вообще, одна из особенностей течения этой болезни — травмирование может быть многократным, поэтому уход должен быть тщательным. Например, если больной лежачий, нельзя чтобы скапливалась мокрота в горле, — нужны слюноотсосы. Давая питье, надо приподнимать пациента, чтобы в трахею не попадала влага — может развиться пневмония. Все это усугубляет состояние больного. И повторные инсульты, к сожалению, не редки.
  • Хирургическое лечение — оперативное лечение может быть выполнено у больных с инсультом мозжечка, например. При кровоизлиянии можно удалить гематому. А при инфаркте мозжечка — дренирование желудочковой системы мозга и, в ряде случаев, удаление некронизированного вещества.

Как оценить степень тяжести нарушений

— Шкала для определения функционирования состояния больных, перенесших инсульт. Нет симптомов — ноль баллов. Нет значительных двигательных нарушений, способность выполнять все обычные обязанности, способность участвовать в повседневной деятельности — 1.

Тяжелая степень двигательных расстройств: больной прикован к постели, потребность в постоянной помощи, в сиделке — 5 баллов по пятибалльной шкале. По индексу Бартеля возможны 10 баллов. Например, прием пищи — 10 ставят тому, кто полностью зависим от окружающих, 5 — нуждается в некоторой помощи и 0 — полностью независим. И так по всем функциям.

Схема нейропсихологического обследования

Оцениваются все виды устной, письменной речи, все когнитивные функции. Отдельно по дисфагии — скрининговое исследование: насколько больной может глотать. Это очень важный навык для больного с инсультом. Если он заглатывает не туда, начинается пневмония, что приводит к новому инсульту.

Клинические проявления — примеры

— Акустические агнозии — не воспринимает на слух. Отсюда ошибки осмысления того, что предлагается на слух. Вербальные замены, парафазии. Речевая витиеватость — говорит вычурно. И логорея — то есть, лишние, ненужные совершенно в речи слова.

00:41:11 — 00:41:33  видеофрагмент

Не понимает бабушка простейшие инструкции, рот она не открыла. Руку, в общем, с трудом, при большом количестве повторов, подняла. Отмечаются выраженные ошибки осмысления. Человек долго обдумывает, что ему хотят сказать.

План реабилитации больной

  • Восстановление простейших речевых инструкций.
  • Работать над пониманием ситуативной речи — «здесь и сейчас».
  • Восстанавливать предметную отнесенность слова. Вот слово стакан, под него подписывают слово.
  • Работа по глобальному чтению — не складывать аналитико-синтетические слоги, а читать сразу слово целиком.
  • Восстанавливать возможность понимания смысловых искажений. То есть, объяснять искажение больному.

Другая больная, другая степень нарушения, чуть легче.

00:42:35 — 00:43:11 видеофрагмент

Критичность сохраняется. Она понимает, что у нее не получается, как и многие больные, и сильно переживает.  Поэтому снимать на камеру таких больных очень трудно. «Вы нас снимаете, я не могу». Возвращаясь к фрагменту — здесь ошибки осмысления, наблюдается поиск слова и очень ярко продемонстрировано нарушение фонематического восприятия. То есть, непопадание вообще в слова, которые давал инструктор.

С больной нужно восстанавливать фонематическое восприятие (дифференцировать слова с оппозиционными фонемами). То, о чем я говорила — «бочка-почка», «миска-мишка». По всем бинарным оппозициям. По глухости и звонкости. Твердости — мягкости. Шипящие — свистящие. И сонора.

Работать над пониманием семантики слова. То есть, воспринимать омофоны, омографы, омонимы, синонимы, антонимы. Это очень сложная работа – вы в положении иностранца, который учит наш сложно устроенный язык. Мне рассказывали однажды, как иностранцы пытались написать записку консержке в отеле, что нужно выбросить мусор: «Опустите отходы в недра земли». Только представьте себе, как это все непросто.

Метод при динамической форме

Фото 3Нужно восстановить структурированные высказывания, актуализировать глаголы.

Для реабилитации логопедом используются приёмы:

  1. Начать разговор с пациентом на тему, острую для него;
  2. Прослушать ситуативный текст, на который нужно дать простые ответы «Да, нет»;
  3. Задавать вопросы, добиваясь получения ответа с минимальным использованием слов из вопроса;
  4. Чтение слов, которые хорошо знакомы пациенту;
  5. Раскладывать картинки, создавая сюжет и попросить пациента рассказать этот сюжет;
  6. Составление поздравлений, писем;
  7. Сконструировать беседу по ролям.

Метод при сенсорной форме

Задачей является восстановление контроля над речевым аппаратом и восприятия устной речи пациентом. Так как любые попытки устного общения будут бесполезны, лечение начинается с картинок:

  1. Демонстрация картинок с объектам или действиями;
  2. Демонстрация изображений по категориям;
  3. Демонстрация изображений частей тела;
  4. Попросить пациента выбрать верное название предмета и действия среди нескольких изображений;
  5. Задавать вопросы и попросить больного отвечать жестами или односложными «да, нет»;
  6. Раскладывание карточек со словами под соответствующим изображением;
  7. Односложные ответы на вопросы при помощи зрительного восприятия;
  8. Чтение слогов, букв и слов, вслух;
  9. Менять ритм и длину слов;
  10. Заполнение пробелов во фразах;
  11. Прослушивать тексты и отвечать на вопросы касательно них;
  12. Пересказы текстов;
  13. Чтение более сложных, развёрнутых текстов.

Методика при акустико-мнестической форме

Фото 4Следует увеличить объём воспринимаемой информации, и увеличить связь предметов со словами.

Последовательность следующая:

  1. Показывать изображения по категориям;
  2. Выполнять построение несложных речевых конструкций;
  3. Прослушивать тексты и отвечать на них максимально развёрнуто;
  4. Письмо под диктовку с постепенным усложнением речевых оборотов;
  5. Чтение рассказов с последующим пересказом;
  6. Повторные показы картинок с интервалом в 1 минуту;
  7. Самостоятельная классификация слов одним обобщающим словом;
  8. Пересказ текстов по плану, потом без него;
  9. Объёмные беседы на бытовые темы.

Методы при моторной форме

В этом случае, нужно преодолеть неспособность пациента перейти со слога на слог, что напоминает заикание. Специалист медленно, протяжно напевает цифры от 1 до 10, бытовые фразы, дни недели. Это делается для того, что бы пациенту было легче уловить все звуки в словах:

  1. Проговариваются пословицы без последнего слова, что бы пациент пытался его сказать;
  2. Игры в шахматы, лото, карты, сборка конструкторов;
  3. Методы выделения элементов речи, например, выделить число при счёте;
  4. Метод противопоставления – логопед говорит одно слово «чёрный», пациент должен ответить «белый».

Пациент должен стараться проговаривать все выполняемые им действия, когда речь начинает формироваться.

Первичная диагностика

— Во-первых, история заболевания, если она имеется. Часто бывает, что ничего нет. Это в основном, люди более молодого возраста. У пожилых есть медицинская карта, соответственно, там есть данные об измерении давления. Проверяется соматическое состояние больного.

Сейчас это уже обычная практика, даже приезжая по скорой, врачи обязаны сделать электрокардиограмму на месте. В больнице будет сделан анализ крови, ультразвуковое исследование сосудов. Это может быть и дуплексная, и ультразвуковая допплерография, рентгеновское обследование, которое также делается при поступлении любого больного.

План реабилитации

00:29:38 — 00:33:42 видеофрагмент

  • Восстановление возможности определения причинно-следственных связей событий. «В комнате появилась елка, потому что скоро» — каждый знает, что нужно добавить.
  • Дифференциация предложно-падежных конструкций.
  • Решение логических и математических задач. Объяснение стойких речевых выражений. Стойкие речевые выражения — обороты, которые мы употребляем в речи. И особая статья — это пословицы, они часто трактуются сложно.
  • Установление логических и грамматических ошибок, допущенных в тексте. «Маша ела каша» — я правильно сказала или нет? Больной должен сказать, что нет, потому что там другая форма падежа.

Полезное видео

Предлагаем вам посмотреть интересное видео по теме:

Помощь специалиста

Фото 2Логопед – обязательная ступень на пути пациента к выздоровлению и не стоит самому пытаться научить говорить больного.

Не редко из-за неправильных действий, речь так и остаётся не полностью восстановленной.

Важно вовремя начать процесс реабилитации.

Установлено, что наибольшего прогресса можно достичь в первые 3 месяца после поражения. В дальнейшем результаты будут менее стремительные. Методы работы разнятся от состояния пациентов: от относительно не сильного поражения, когда сохранены некоторые речевые функции, до полного её отсутствия. Для начала, врачом-неврологом определяется степень поражения и на основании его прогноза, логопед начинает работу.

Логопедические занятия проводятся в домашних условиях, для больного эта обстановка комфортная, а значит он сможет полностью сосредоточиться на упражнениях.

При амнестической форме

Задачей является расширение словарного запаса, восстановление функции восприятия образов. Способы реабилитации:

  1. Выявление существенных признаков различных объектов;
  2. Демонстрация предметов и частей тела в соответствии с их названиями;
  3. Самостоятельное рисование предметов с подписями;
  4. Самостоятельная классификация и подбором обобщающего слова.

Важно! Что касается продолжительности занятий, то на начальных этапах длительность не превышает 5 минут и к середине курса доходит до 20 минут.

При семантической форме

Нужно восстановить восприятие предметов в пространстве.

  1. Показывать изображения планировки комнаты;
  2. Работа с географическими картами, механическими часами;
  3. Заполнение пропущенных элементов во фразе;
  4. Конструирование фраз пространственного значения;
  5. Импровизированный рассказ предоставленную тему;
  6. Разбор сложных по смысловой нагрузке слов.

Признаки инсульта для быстрой диагностики

— Внезапная слабость, головокружение, человек не может показать язык или язык отклоняется в сторону. Не может повторить простые предложения, ответить на простые вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою маму? Где мы сейчас находимся? Если попросить улыбнуться, съезжает один из уголков рта, получается искривленная улыбка. Еще один критерий — если попросить поднять руки вверх, рука с пораженной части тела окажется ниже другой.

Причины

— Основная — гипертоническая болезнь, высокое давление, атеросклеротические бляшки (атеросклероз), заболевания сердца и эмоциональное и физическое перенапряжение. Мир так ускорился, что время сузилось, и мы ведем такой активный образ жизни, что мы не успеваем, не успеваем.

Мы хотим работать с утра, мы хотим еще успеть днем. Вечером мы поужинали, открыли интернет, мы пытаемся ответить на письма. Все время гонка. Человек элементарно устает и при этом еще нервничает, у него возникает стресс. Стресс порождает, так или иначе, желание отдохнуть.

И вот директора заводов, главные инженеры предприятий и так далее, у которых интенсивная мощная интеллектуальная работа, — приходят, например, в пятницу или в субботу в баню. Выехали за город, решили не только попариться и выпить чайку, что логично, хорошо бы еще холодного пивка пропустить.

Извините, я говорю, как это бывает в жизни. И что происходит? С одной стороны, сосуды расширяются, с другой стороны, сосуды сужаются. Самое главное, что это происходит вечером. Человек попарился, у него легкое головокружение, покалывание в пальцах. Но в общем, ничего, подожди, я сейчас лягу, полежу, у меня все пройдет.

Он не просто ложиться, он ложится спать на ночь, засыпает. Во время сна происходит инсульт, в результате загорается вот эта лампочка и организует гибель огромного количества клеток. К утру мы получаем абсолютно развалившегося с точки зрения речевых и двигательных функций человека.

Причины и формы афазии

— Черепно-мозговые травмы, опухоль головного мозга и нарушение мозгового кровообращения. И, собственно, мы с этого начали, —  инсульт.

Выделяют несколько форм афазии. Динамическая афазия — поражения речи: невозможность построения внутреннего программирования. Семантическая афазия — невозможность понимания сложных логико-грамматических конструкций. Мы их сейчас подробно разберем. Амнестический компонент — нарушение запоминания, трудности с называнием предметов.

Прогноз

— Прогноз жизни и восстановления нарушенных функций зависит от очень многих факторов. Важнейший для них — возраст больного.  Дальше — наличие заболеваний сердца. То есть, мерцательная аритмия, сердечная недостаточность. Лечение должно учитывать эти состояния.

Тяжесть поражения, глубина поражения. Вспоминайте лампочки, про которые я рассказывала. Насколько мощно и обширно захвачены функции, насколько большая локализация поражения.

Наличие сахарного диабета — тоже осложняет прогноз. Ну, и другие сопутствующие заболевания, которые человек приобрел в течение жизни.

В целом в течение одного месяца после инсульта умирает 35% больных. Процент большой. Более половины больных кровоизлиянием — это в основном после инсульта. И до 20% больных — с инфарктом. В течение года после инсульта смертность достигает 50%. Риск повторного инсульта составляет 20%.

Вместе с тем, многие из больных, перенесших инсульт, возвращаются к повседневной жизни. И многое будет зависеть от их настойчивости, от того, кто с ними рядом находится. К концу первого года жизни после инсульта около 60% этих больных не нуждаются в посторонней помощи. Если уж они выжили, адаптировались, вполне себе живут.

Прогноз на восстановление речи

Восстановить речевые функции до уровня, на котором они были до инсульта – более чем реально. Однако, чем старше человек, тем труднее это сделать. На скорость восстановления также влияют индивидуальный настрой пациента и своевременно начатый процесс реабилитации. По заверениям врачей, начинать этот процесс лучше в первую неделю после перенесённого инсульта.

В заключении, если кто-то из близких оказался в подобной ситуации, не нужно самим пытаться обучить его. Даже, подробно расписанные инструкции в интернете не могут заменить специалиста. Стоит проконсультироваться с врачом и как можно быстрее найти логопеда, способного вернуть родственнику возможность общаться.

Реабилитация

— Система мероприятий, которая направлена на преодоление дефекта. Массаж — конечно, лечебный, если есть к нему показания. Долгое лежание — всегда атрофия мышц, поэтому обязательно нужны массажи. Если больной сильно травмирован, массаж будет под вопросом.

Лечебная физкультура. В принципе, даже на ранней стадии, пока больной еще слабый, с ним делают легкие упражнения, чтобы делать легочный дренаж. Есть, например, крупный федеральный Центр патологии речи – шикарный, там закуплены приборы для лечебной физкультуры, даже космические костюмы, чтобы пациенты могли двигаться.

Логопедические занятия. Работа с речью и лечебная физкультура играют главную роль.

Привлекать других специалистов. Психологов. Психологическое состояние, как мы видим по видеофрагментам, сложное, нужен психолог.

Наряду с основной задачей реабилитации — восстановление функций – должна происходит социальная и психологическая реадаптация. Это исключение постинсультных осложнений.

Семантическая афазия

— Для этих больных свойственно нарушение в виде импрессивного аграмматизма — нарушается способность понимать сложные логико-грамматические конструкции. «Покажи очками стакан, а пальцем мышку». Вот отдельно каждый из предметов человек знает, а показать… Больной может даже сказать:

«Доктор, я Вас подведу, я знаю, что Вы хотите, но я не знаю, как это сделать». В русском языке очень важны эти лексико-грамматические связи. Очень много падежей — шесть, в отличие от немецкого, там четыре. И в сочетании падежа нам нужно знать еще и родовые окончания — «я вижу Петьку, я вижу кота, бегемота, я вижу дверь».

И нужно выбирать эти окончания. И если человек не понимает эти окончания, он не сможет ориентироваться. «Петю ударил Вася» — кто из них драчун? Определяет только что? Одно окончание, вот это «ю», окончание родительного падежа. Собственно, и все. И человек не может, он уже теряется, он не понимает вот этих отношений.

Во фразовой речи основными деталями, связывающими слова в единое целое, служат грамматические элементы слов, а именно окончания. Основную трудность для больных представляет выделение этих элементов из текста и понимание их смысловой роли, особенно пространственной.

Плюс понимание предлогов. Так как мы работаем с детьми, для нас это очень понятно. «Из стола» — понимаю. А «из-за спины» — не понимаю. Откуда вынул руку? «Из спины». Ну, она же за? «Из» и «за», очень близкие понятия. Вот это вот у больных нарушается. Нарушается в наречиях.

Я вас отсылаю к образовательной программе по неврологии — канал NeorologyMoniki, я взяла оттуда видео. Захотите — посмотрите сами.

У больного, чей клинический случай мы будем сейчас рассматривать, следующие клинические проявления. Импрессивный аграмматизм  — трудности понимания лексико-грамматических оборотов. Симультанная агнозия — трудности объединения деталей в один сюжет. Стереогноз — это ощупывание. Апроксия.

Праксис — это целенаправленное движение. Это просто движение, например, просто ходьба. А это, например, сделай колечко. И каждый из вас сделает. Либо переключи колечко с пальчика на пальчик. Если ребенок, например, с ДЦП, или, в данном случае, пациент с афазией после инсульта, он не сможет выполнить позу, не попадает в нее.

Это касается мелкой моторики. Это касается общего праксиса. И это касается артикуляционного праксиса. Сейчас у меня занимается девочка, ей очень трудно удержать язык за верхними зубами. Ну, что тут сложного? А вот трудно. Язык хочет собраться вкомочек, иголочку и никак не распластывается.

Сложные случаи в логопедической практике

Фото 5Наиболее сложными пациентами для логопеда являются те, кто начал позднее лечение.

Эти люди уже с головой погрузились в своё состояние.

Вера в восстановление отсутствует, состояние подавленное.

В работе с такими людьми нужно постараться дать результат уже после первых занятий, что бы у больного появился стимул.

Ещё одним сложным случаем считаются люди, которые самостоятельно научились произносить некоторые слова или даже предложения, но делают они это не правильно. Выкидывают буквы из слов, проглатывают звуки, часто повторяют одно и то же слово. Сложность в том, что куда проще научить чему-то новому, чем переучивать на новый лад.

Удар и его последствия

Инсульт – нарушение кровообращения головного мозга и отмирание нейронов. Когда кровообращение нарушается, погибают участки мозга, отвечающие за определённые функции организма. То, на сколько сильно будет поражён речевой аппарат и как скоро заговорит пациент зависит от:

  1. степени поражения;
  2. своевременности реабилитационных мероприятий;
  3. какой центр речи поражён.

ВАЖНО! Полностью восстановить функции речи у взрослого человека возможно даже при полной её утрате.

Уход за больным с инсультом

— Помимо медикаментозного лечения, помимо ухода, который дает больница, большое значение для восстановления нарушенных функций имеет правильно организованный уход за больным, позволяющий нам предотвратить многие опасные осложнения.

  • Постельный режим.
  • Проветривание.
  • Сведение к минимуму риска воспаления легких, пневмонии.
  • Водный баланс. Сам больной не может следить — поить понемногу приподнимать.
  • Тщательный осмотр. Обязательно осматривать ноги, вены — они также могут привести к травмированию легочной артерии, тромбам.

Эфферентно-моторная афазия

— Тоже лобная доля. 44 и 45 поле по Бродману. Лобные доли обеспечивают звуковое производство, плавную смену одного орального артикуляционного акта на другой. У детей с оральной апраксией при алалии не получается выговорить слово «пока» — они произносят «папа» либо «кака».

То есть, речь упрощается. Нарушается кинетическая двигательная мелодия, как называл это Лурия. При очаговых поражениях премоторной зоны возникает психологическая инертность артикуляционных актов, появляется персеверация, застревание. Персеверация— это повторение одного и того же.

Неспособность свободному переключаться от одной артикуляционной зоны к другой. В результате, речь больных становится разорванной, сопровождается застреванием, они повторяют одно и то же слово или даже часть фрагмента высказывания. Эти дефекты произносительной стороны речи вызывают системные расстройства и других сторон речевой функции. Почему?

Клинические проявления:

  • Непроизвольные повторы слов и слогов.
  • Застревание на одних словах и слогах.
  • Аграмматизм — неправильное употребление правил грамматики.
  • Скандированная речь (как на параде).

01:09:22 —01:09: 43 — видеофрагмент

Трудности переключения с одного артикуляционного акта на другой. Повтор у него там был два раза. Два раза повторил слово, одно слово выпустил.

01:10:03 — 00:10: 53 видеофрагмент

  • Переводы текста из вертикального направления в горизонтальное.
  • Работа с аграмматизмом.
  • Восстанавливать структуру слова, смысла слова.
  • Сопряженно и отраженно проговаривать.
  • Работать над развернутой устной речью.

01:11:15 — 01: 11:32 видеофрагмент