Классы по Блэку: классификация кариеса зубов. Упрощаем постановку диагноза

  1. болеутоляющие средства при онкологии
  2. заболевания глаз у человека симптомы
  3. как лечить рак легких

Второй класс по блэку

Если кариес располагается таким образом, как классифицировал доктор Блэк в своём первом классе, то это очень рискованно, поскольку имеется возможность слома края пломбы. Это происходит из-за большого давления на неё в процессе жевания пищи. Когда идёт вскрытие зубы, то в ход идут средства, которые помогут исключить такую возможность.

Это возможно, если удастся уменьшить скос эмали и наложить гораздо более толстый слой пломбировочного материала. Если используется коронка с химическими способами отверждения, то её необходимо наносить точно параллельно кариозной полости, поскольку усадка направится прямо на пульпу.

В этом случае усадка будет идти в сторону источника полимеризации. Материалы до самого края полости освещения (отвердевания) будут проходить по боковым стенкам, а далее — строго по перпендикулярной жевательной поверхности. В конечном результате необходимо достигнуть очень плотное прилегание пломбировочного материала к полости.

Врач должен соблюдать такие этапы, чтобы произвести правильное пломбирование:

  1. Обезболивание. Используется либо специальный гель для анестезии, либо спрей лидокаина.
  2. Необходимая повреждённая часть удаляется с помощью высверливания поражённого участка.
  3. Если есть необходимость, то накладывается специальная изолирующая прокладка. Чтобы предотвратить воздействие композитного материала на пульпу, поскольку это может сильно раздражать её.
  4. Протравливание и смытие кислот.
  5. Высушивание полости рта.
  6. Изоляция слюны от зуба, который лечится.
  7. Если есть необходимость, то накладывается праймер. Это нужно для того, чтобы подготовить дентин.
  8. Нанесение адгезива. Адгезив — это материал, который связывает композит и зубную ткань.
  9. Слой за слоем накладывается материал, затем производится его отверждение.
  10. Коррекция до необходимой формы. После производится финальная обработка и полировка запломбированного зуба.
  11. Отсвечивание, или финишное отверждение зуба.

Второй класс по Блэку имеет свои сложности, которые предполагают решение двух главных задач — создание прочного контакта между зубом и обеспечение плотного прилегания композитного материала к краю основной полости. Зачастую пломбирование бывает осложнено появлением края пломбы, который нависает, а также иногда присутствует отсутствие контакта между зубом или материалом с кариозной полостью.

Чтобы предотвратить это, необходимо использовать очень тонкие матрицы. Проводится смещение зуба, разумеется, в возможных пределах. Это делается при помощи клиньев из дерева. В пространство между зубами вносят матрицу, а затем всё это фиксируется специальным клином.

Этот метод используется для того, чтобы можно было избежать нависающих частей пломбы, что может вызвать воспалительный процесс в дёснах. Прилегание композитного материала обеспечит использование адгезива, то есть связующего элемента, поскольку сам композитный состав соединиться может лишь с эмалью, но не с дентином.

Все классы имеют схожие моменты при лечении зуба, но каждый требует индивидуальных нюансов проведения операции.

Этапы второго класса такие:

  1. Обезболить зуб.
  2. Вскрытие.
  3. Если есть необходимость, то производится коррекционные действия по отношению к десне.
  4. Устанавливается матрица и вводится деревянный клин.
  5. Если есть необходимость, то зубы раздвигаются.
  6. Накладывается изолирующая прокладка.
  7. Проводится процедура протравливания, далее смывается кислота и высушивается полость рта.
  8. Идёт изоляция зуба от слюны.
  9. Наносится праймер и адгезив.
  10. Если есть необходимость, обновляется эмалевый край.
  11. Наносится композит слоями. Матрица извлекается.
  12. Проходит контроль межзубного контакта.
  13. Проводится коррекция и полировка зубной поверхности.
  14. Идёт финальное затвердевание зуба.

Необходимо учитывать, что при этом раскладе происходит взаимоотношения дёсны и кариозной полости. Если произошло глубокое поражение, которое закрыла нижний край дёсны, а также из неё идёт кровь, то хороший стоматолог сразу сможет определить способ лечения. В данной ситуации придётся применять коррекцию десневого края.

При пятом классе по Блэку используются композитные материалы и компомеры. Компомеры используются в тех ситуациях, если произошло поверхностное продолжение большого по величине участка. В таком случае, когда нужно сохранить эстетичный вид зуба, используется особый композит, который подбирается специального оттенка.

По пятому классу Блэка необходимо провести следующие манипуляции:

  1. Очистка зубы от налёта.
  2. Определение необходимого оттенка.
  3. Проведение анестезии.
  4. Вскрытие зуба, с последующим удалением размягчённый ткани.
  5. Корректировка десневого края, в том случае если это необходимо.
  6. Введение нити. Для изоляции зуба размещают прокладку.
  7. Смытие кислоты, высушивание полости рта.
  8. Изоляция от слюны.
  9. Нанесение праймера и адгезива.
  10. Нанесение материала и последующее отвердевание.
  11. Полировка и шлифовка финальное затвердевание.

Стремясь систематизировать знания о кариесе, врачи придумали несколько систем классификации. Авторство одной из наиболее распространенных принадлежит Дж. Блэку. Классификация кариеса по Блэку в картинках стала известной еще на исходе XIX века. Американский стоматолог сумел собрать все известные на тот момент симптомы недуга и логично распределить их по группам.

Расположенная таким образом кариозная полость повышает риск слома края пломбы из-за высокого давления на нее при жевании. При препарировании зуба предусматриваются меры по исключению такой возможности. Происходит это путем уменьшения скоса эмали и наложения более толстого слоя пломбировочного материала.

При использовании композита с химическим отверждением его наносят параллельно дну кариозной полости, так как усадка будет направлена в сторону пульпы. Если применяется материал светового отверждения, его укладывают косыми слоями. Усадка в этом случае будет направлена к источнику полимеризации.

Такие действия необходимо предпринять стоматологу, чтобы вылечить 1 класс по Блэку:

  • обезболить (используют анестезирующий гель или спрей лидокаина),
  • подготовить зуб (препарирование предполагает высверливание пораженного кариесом участка вглубь твердой ткани),
  • при необходимости наложить изолирующую прокладку (для предотвращения воздействия композита на пульпу и ее раздражения),
  • протравить и смыть кислоты, высушить полость,
  • изолировать от слюны,
  • по необходимости наложить праймер (для подготовки дентина),
  • нанести адгезив (связующий элемент между композитом и зубной тканью или праймером),
  • слой за слоем наложить материал, провести его отверждение,
  • скорректировать до нужной формы, произвести финишную обработку и полировку,
  • сделать отсвечивание (финальное отверждение).

Имеющий свои сложности 2 класс по Блэку предполагает в своем лечении две главные задачи – создать прочный контакт между зубами и обеспечить плотное прилегание композита к краю основной полости. Часто процесс пломбирования бывает осложнен появлением нависающего края пломбы, отсутствием контакта между зубами или материала с кариозной полостью.

Для предотвращения этого используют тонкие матрицы, проводят смещение зуба (в возможных пределах) с помощью деревянных клиньев. В межзубное пространство внедряют матрицу и фиксируют клином, затем смачивают водой. Клин набухает и отодвигает зуб. Такой метод при пломбировании позволяет избежать нависания края пломбы, которое в свою очередь может вызвать воспаление десен.

Классы по Блэку при лечении имеют схожие моменты, но каждый из них требует и особых нюансов проведения пломбирования. Вот этапы для второго класса:

  • обезболивание,
  • препарирование,
  • при необходимости коррекция десны,
  • установка матрицы с введением деревянного клина или держателя,
  • при необходимости раздвигание зубов,
  • наложение изолирующей прокладки (если это необходимо),
  • проведение процедуры протравливания, смывания кислоты и высушивания
    полости,
  • изоляция зуба от слюны,
  • нанесение праймера и адгезива,
  • при необходимости — восстановление эмалевого края (если таковой отсутствует),
  • наложение композита слоями,
  • извлечение матрицы и клина,
  • контроль межзубного контакта,
  • коррекция, полировка,
  • финишное отсвечивание.

Чтобы запломбировать третий и четвертый классы полостей по Блэку, стоматологу необходимо выполнить следующие действия:

  • очистить поверхность от налета,
  • определить оттенок зуба,
  • обезболить,
  • подготовить зуб, освободить от пораженных тканей,
  • установить ретракционные нити или матрицы, когда это необходимо (затрагивается десневой край),
  • наложить изолирующую прокладку,
  • при необходимости восстановить контуры зубов,
  • смыть кислоты и высушить полость,
  • изолировать слюну,
  • нанести праймер (не обязательно) и адгезив,
  • наложить слоями плобирующий материал,
  • удаление матрицу и нити, если таковые применялись,
  • скорректировать края, придать нужную форму зубу,
  • шлифование и полировка,
  • финишное отсвечивание.

В этом случае главное значение имеет взаимоотношение десны и кариозной полости. При глубоком поражении с закрытием нижнего края десной, ее кровоточивостью, хороший стоматолог сразу определит, что необходима коррекция десневого края. После проведения соответствующих манипуляций с десной на несколько дней накладывают временную пломбу для исключения дальнейших трудностей при установке постоянной.

Пятый класс предполагает использование композитных материалов и компомеров (композитно-иономерных составов). Вторые применяются при поверхностном поражении со значительным по величине участком локализации. В тех случаях, когда важен эстетический вид (или поражение затрагивает только эмаль), используют светоотверждаемые композиты специально подобранного оттенка.

Доктор greene vardiman black

Доктор Грин Вардимар Блэк является известной личностью, которая стоит у истоков развития стоматологической науки в Соединенных Штатах Америки. Родился он в 1836 году в городе Уинчестер.

С 17 лет юноша заинтересовался медициной, несколько лет подрабатывал ассистентом стоматолога Д.С. Спира, параллельно получая теоретические знания по этой теме.

Завершив образование, Грин Вардимар Блэк открыл личный стоматологический кабинет в Джексонвилле. Помимо оказания услуг населению, доктор Блэк не переставал изучать науку и совершенствоваться.

В 1870 году специалистом была изобретена механическая бормашина, оснащенная ножным приводом. Состав золотой амальгамы, разработкой которого занимался доктор Блэк, применяется и в современной стоматологии.

Помимо этого, специалистом была приведена к стандарту терминологическая база, а также разработана классификация кариозных полостей и режущего стоматологического инструментария.

Доктором Блэком было составлено несколько книг, в которых описывались способы препарирования зубной поверхности, затрагивались особенности терапевтической стоматологии, а также описывались некоторые патологии. Помимо этого мистер Блэк преподавал стоматологическую науку в Чикагском колледже, а также занимал должность декана школы стоматологии Северо-западного университета.

Greene Vardiman Black (1836-1915) широко известный как один из основателей современной стоматологии в США. Также известен как отец хирургической стоматологии. Родился недалеко от штата Иллинойс 3 августа 1836 года. Родители Уильям и Мэри Блэк. Он провел детство на ферме и быстро развил интерес к природному миру.

После Гражданской войны, в которой он служил разведчиком, переехал в Джексонвилл, штат Иллинойс. Именно здесь он начал активную карьеру в развивающейся области стоматологии. Он исследовал многие важные темы, в том числе причины флюороза и развитие кариеса.

В дополнение к разработке стандарта для подготовки полостей, Блэк также экспериментировал различными смесями амальгамы. После нескольких лет экспериментов он опубликовал свою сбалансированную формулу амальгамы в 1895 году. Эта формула быстро стала золотым стандартом на последующие 70 лет!

Black был вторым деканом Северо-Западного университета стоматологии, где его портрет висел до закрытия школы в 2001 году. Его статую можно найти в Чикагском Линкольн-парке. Он также был введен в Международный Зал славы стоматологии Пьера Фошара 25 февраля 1995 года.

Грин Вердимэн Блэк — основоположник хирургической стоматологии в США. Родился в небольшом городке штата Иллинойс в семье фермеров Вильяма и Мари Блэк в 1836 году. Провинциальный уклад на ферме способствовал развитию интереса к окружающему миру. В 17 лет под руководством старшего брата Томаса, работавшего терапевтом в местной поликлинике, он приступил к изучению медицины. Четыре года спустя, начинает постигать азы практической стоматологии в кабинете доктора Шпеера.

Фото 1. Памятник доктору Грину Вардиману Блэку, расположенный в Парке Линкольна, Чикаго.

После окончания Гражданской войны, во время которой он служил в разведке, Блэк переезжает в Джексонвилл (Иллинойс). Здесь начинаются широкомасштабные исследования в бурно развивающейся стоматологической отрасли медицины. Его труды внесли весомый вклад в изучение причин возникновения и процессов развития кариеса. В числе его заслуг:

  • разработка состава амальгамы для пломбирования;
  • изобретение механической бормашины с ножным приводом;
  • внедрение анатомической классификации кариозных разрушений и единой терминологической базы;
  • пропаганда принципа профилактического увеличения полостей при терапии кариеса и др.

Основная цель систематизации кариозных каверн по Блэку — группировка подходов к лечению для разных по виду поражений. Для каждого класса предусмотрена терапевтическая специфика, вариант вскрытия больного зуба и последующего пломбирования.

Фото 2. Классы кариозных полостей, систематизированные доктором Блэком и использующиеся в нынешнее время.

Кариес — классификации

Кариес зубов.Определение, классификация, оценкаинтенсивности и распространенностикариеса, методы лечения.

Вопрос 1.Определение кариеса.

КАРИЕС –патологический процесс в твердых тканяхзуба, возникающий после прорезываниязубов и заключающийся в очаговойдеминерализации эмали с последующимобразованием полости.

Основные причиныразвития кариеса зубов.

  • Наличие зубной бляшки
  • Употребление в большом количестве легкоферментируемых углеводов

Факторы,способствующие развитию кариеса зубов:

  • кислая реакция слюны
  • скученность зубов
  • низкая концентрация минеральных веществ (фтора) в эмали
  • наличие в полости рта дополнительных условий для ретенции бляшки (брекеты, ортопедические конструкции)
  • гипосаливация

Вопрос 2.Классификация кариеса по ММСИ.

Классификациякариеса по ММСИ была разработана сучетом глубины кариозной полости:

1. Кариес в стадиипятна (MACULACARIOSA)– очаговая деминерализация эмали, безобразования полости:

  • белое пятно – свидетельствует об активном кариозном процессе
  • пигментированное пятно – свидетельствует о некоторой стабилизации процесса.

2. Поверхностныйкариес (CARIESSUPERFICIALIS) –кариознаяполость локализуется в пределах эмали

3. Средний кариес(CARIESMEDIA)– кариозная полость локализуется впределах дентина, незначительно глубжеэмалево-дентинной границы.

4. Глубокий кариес(CARIESPROFUNDA)— кариозная полость локализуется вдентине и предентине (около пульпы).

Вопрос 3.Международная классификация кариесапо ВОЗ (из Международной классификацииболезней 10-го пересмотра)

  1. Начальный кариес (стадия мелового пятна).

  2. Кариес эмали.

  3. Кариес дентина.

  4. Кариес цемента.

  5. Приостановившийся кариес.

СООТНОШЕНИЕ ЭТИХДВУХ КЛАССИФИКАЦИЙ:

ММСИ ВОЗ
1. Кариес в стадии пятна

  • белое пятно
  • пигментированное пятно
Начальный кариес
Приостановившийся кариес
2. Поверхностный кариес Кариес эмали
3. Средний кариес Кариес дентина
4. Глубокий кариес Соответствует нозологической единице «Начальный пульпит — Гиперемия пульпы», т.к. сопровождается начальными изменениями в пульпе зуба.
Кариес цемента

Вопрос 4.Классификация кариозных полостей Блэка.

Класс по БлэкуЛокализация кариозной полости
I Жевательные поверхности моляров и премоляров, слепые ямки моляров и резцов.
II Контактные поверхности моляров и премоляров.
III Контактные поверхности резцов и клыков без нарушения режущего края.
IV Контактные поверхности резцов и клыков с нарушением режущего края.
V Пришеечные области всех групп зубов (на язычных и вестибулярных поверхностях).
VI Полости, расположенные на вершинах бугров моляров и премоляров, на режущем крае резцов.

Вопрос 5.Диагностика кариеса зубов.

  • Кариозное пятно – при высушивании обнаруживается потеря блеска эмали, для дифференциальной диагностики с некариозными поражениями используется витальное окрашивание эмали для выявления очаговой деминерализации. ИСПОЛЬЗУЕТСЯ МЕТИЛЕНОВЫЙ СИНИЙ, А ТАКЖЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАСТВОРЫ – «КАРИЕС-МАРКЕРЫ».
  • Кариозные полости выявляются при зондировании
  • С помощью рентгенотерапии выявляются кариозные полости на контактных поверхностях, а также кариес под пломбами.

Вопрос 6. Оценкараспространенноси кариеса зубов:

Для оценкираспространенности кариеса используетсяиндекс распространенности кариесазубов. Индекс рассчитывают следующимобразом:

Количество пациентов с кариесом Х 100%
Общее количество обследованных пациентов
  • Вопрос 7. Оценка
    интенсивности кариеса:
  • Интенсивность
    кариеса оценивается с помощью индекса
    КПУ:
  • У каждого пациента
    считают количество кариозных,
    запломбированных и удаленных зубов,
    затем полученные результаты суммируют
    и делят на количество обследованных
    пациентов.
  • В некоторых случаях
    (особенно у детей) пользуются индексом
    КПп – суммой запломбированных и кариозных
    поверхностей (удаленный зуб при этом
    считают за 5 поверхностей).
  • Индекс КПУ позволяет
    оценить не только интенсивность кариеса,
    но и уровень стоматологической помощи:
    если преобладают составляющие К и У, то
    уровень стоматологической помощи
    следует признать неудовлетворительным,
    если преобладает составляющая П –
    хорошим.
  • Основные группы
    обследования – 12-летние дети, 35-44 года.
  • (для 12 лет)
  • очень низкий
    уровень интенсивности кариеса 0-1,1
  • низкий уровень
    интенсивности кариеса 1,2-2,6;
  • средний уровень
    интенсивности кариеса 2,7-4,4;
  • высокий уровень
    интенсивности кариеса 4,5-6,5;
  • очень высокий
    уровень интенсивности кариеса 6,6-7,4;
  • Вопрос 8. Методы
    лечения кариеса:
  • неинвазивные (реминерализующая терапия)
  • инвазивные (препарирование с последующим пломбированием).

Реминерализующаятерапия наиболее эффективна при наличиибелого кариозного пятна. Ее проводятследующим образом: профессиональнаягигиена, аппликация препаратов кальция,аппликация препаратов фтора.

  1. Практика –
    коффердам.
  2. Коффердам – система
    изоляции рабочего поля от слюны, а также
    защиты соседних зубов и мягких тканей
    полости рта от повреждения бором.
  3. Показания:
  • лечение кариеса зубов
  • эндодонтическое лечение зубов
  • реставрация зубов
  • использование аппаратов Эйр-Флоу

Противопоказания:

  • пародонтит тяжелой степени
  • аллергия на латекс
  • нежелание пациента.


В набор входит:пробойник, щипцы для клампов, клампы,латекс, хорды или клинья.

Использованиекоффердама:

  • на латексе намечаются отверстия по шаблону
  • с помощью пробойника делаются отверстия
  • латекс одевают на выделяемые зубы, клампы фиксируют на выделяемом зубе или на соседних зубах, также возможна фиксация с помощью клиньев или хорд.
  • В клинике на клампы привязывают флоссы (чтобы вытаскивать, если вдохнет или проглотит)
  • Латекс натягивают на рамку
  • Работают